Содержание
На днях закончился второй сезон сериала «Для всего человечества», рассказывающего историю альтернативного мира, в котором первым человеком на Луне стал Алексей Леонов 29 июня 1969 года. Из-за этого США решили расширить (а не свернуть, как в нашей реальности) пилотируемую лунную программу. Действие второго сезона происходит в 1983 году — на Луне две большие базы, американская и советская, с постоянным контингентом в полсотни человек, вовсю летают спейс шаттлы, холодная война на очередном пике, но, одновременно, на восемь лет позже нашей реальности, возникает идея провести миссию «Союз-Аполлон».
Постер сериала
Для тех, кто не хочет спойлеров, коротко скажу, что получился аналог первого сезона — очень симпатичная первая серия, некоторое изменение фокуса на личные проблемы потом и много-много трешака в конце. Под катом умеренные спойлеры, главным образом про технические детали.
Первая серия
Первая серия начинается весьма бодро: сначала нам показывают отличия здешней реальности от нашей. Например, Джон Леннон все еще жив, а вот папе Иоанну Павлу II повезло меньше. СССР не стал вводить войска в Афганистан, решив направить эти ресурсы на космическую программу. Ядерную аварию на Три-Майл-айленд предотвратили благодаря технологиям, созданным для лунной базы. Но фантастический мир проявляет тенденцию к тому, чтобы не уходить слишком далеко от нашего — президентом США также является Рональд Рейган, и, непонятно почему, проводится программа «Спейс Шаттл» (в нашей реальности шаттлы должны были строить и обслуживать орбитальную станцию, и все это было вместо пилотируемой лунной программы). Как и у нас, функционирует международное сотрудничество — вместе с американцами работают европейцы и канадец. Есть и совершенно сегодняшние гэги вроде электромобилей от NASA.
Наверное, самая классная сцена происходит в начале первого же эпизода: астронавты на Луне любуются рассветом над кратером Шеклтон. И тут же начинается самая нормальная драма — корональный выброс массы на Солнце приводит к необходимости срочно искать укрытие.
Солнечная плазма бьет по лунной поверхности
Многие могут задаться вопросом — насколько реалистична показанная картина поднимающейся и движущейся по поверхности Луны пыли? Современная наука говорит, что да, вполне — модели NASA показывают, что обычный корональный выброс массы уносит с Луны 100-200 тонн вещества, а показанный супервыброс должен был бы проявить себя еще активнее. Повышение мощности выброса действительно увеличивает его скорость, но, конечно, полчаса — это все-таки передраматизация, из всех известных, рекорд скорости составляет 18 часов, это на порядок больше. Также правомерно задать вопрос — не слишком ли легко отделалась земная техносфера? Событие Кэррингтона, супервспышка 1859 года, нарушила тогдашнюю примитивную телеграфную связь, еще более мощный выброс мог натворить гораздо более серьезных дел.
Вторая серия
Вторая серия начинается с анализа полученных в прошлой серии доз радиации. 200 рем — это лучевая болезнь и, с вероятностью примерно 10%, смерть в течение месяца даже в условиях оказания медицинской помощи. Скорее всего, у обоих героев появились бы симптомы острой лучевой болезни, что ставит крест на всем сюжете того, как Молли скрывает свое состояние.
И тут же мы видим явный и очень глупый ляп. В реальности если у шаттла после выведения на орбиту не могли открыться створки грузового отсека, он должен был срочно вернуться на Землю. Под створками грузового отсека были радиаторы системы терморегулирования, шаттл очень быстро перегрелся бы. А в сериале шаттлы штатно летают с закрытыми створками.
Очень интересен вопрос — мог ли спейс шаттл слетать к Луне? Существовавшие в нашей реальности шаттлы — никак и никаким образом. У них банально не было для этого запасов топлива. И я очень сомневаюсь, что даже если поставить дополнительные баки в грузовой отсек, этого бы хватило. В сериале нам показывают абсолютно привычно выглядящие шаттлы, так что им будет нужна, например, стыковка с предварительно выведенным баком с топливом для разгона к Луне. Наиболее высока была бы вероятность вернуться с перелетной траектории Луна — Земля. Теплозащита даже в существовавшем варианте имела бы хорошие шансы пережить торможение в атмосфере, хотя, конечно, в нашей истории никто таких экспериментов не проводил. Вопрос был в перегрузке, шаттл не мог переносить больше трех «же», а торможение с перелетной траектории могло бы и превысить допустимую перегрузку. В альтернативной вселенной шаттл с усиленными корпусом и теплозащитой вполне мог бы слетать к Луне и вернуться, но это было бы вопиюще неэффективно — сухая масса шаттла составляет 78 тонн, разгонять не нужные нигде кроме участка торможения в атмосфере крылья и киль было бы баллистическим идиотизмом. А вот концепт «шаттл — орбитальная станция («Скайлэб» показан в сериале) — перелетный модуль — лунная база» вполне мог бы работать.
Кадры хроники с посадкой шаттла вызывали ностальгию, оказывается, я успел по ним соскучиться.
Показанный в серии произвол с назначением астронавтов в экипаж вызвал у меня теплые воспоминания о мемуарах Майка Маллейна. Конечно, в реальной истории не было такого вопиющего фаворитизма, но с назначением в полеты астронавты испытывали массу неприятных минут.
Третья серия
Именно с третьей серии начинается переход от, в общем, милой работы астронавтов на Луне к оскалу холодной войны. Вплоть до шпиономании. Концепт подложенного жучка абсурден — советская электроника не прожила бы десять лет, а предполагать, что у космонавта из первого сезона был с собой эндовибратор специально для подслушивания американской базы, абсурдно в квадрате.
Как и в первом сезоне, ближе к середине появляется больше психологизма, но, на мой взгляд, получше качеством. Ссора в семье Болдуинов весьма поучительна, как и ее разрешение. Хотя сцена с исполнением марша ВМФ США порождает ехидную мысль «сколько вам ВМФ заплатил за рекламу?» Ну или это такая саркастическая постирония.
Четвертая серия
Здесь теплые воспоминания о «Верхом на ракетах» становятся еще сильнее. Маллейн прямо описывал аналогичные воздушные бои, производимые в нарушение всех инструкций, без необходимых противоперегрузочных костюмов, иногда заканчивающиеся тем, что кому-то приходилось запускать заглохший двигатель. Разве что сценарий аварии не очень удачен. Мне не удалось найти инструкцию к настоящему Т-38 по действиям в случае пожара двигателя, но общая логика говорит, что если самолет сохранял управление, то следовало бы пытаться тушить пожар (применить очереди системы пожаротушения, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива) и лететь в сторону берега. Всего лишь одна короткая сцена борьбы с пожаром и осознания, что самолет стал неуправляемым, и только потом катапультирования, резко бы повысило уровень реализма.
Пятая серия
Серия интересна своим достаточно типовым психологизмом «звезда учится жить в коллективе». Любопытна концепция лунного модуля (как я понимаю, он же используется для сообщения Луна — шаттл на орбите), который возит грузы. Без практики настоящей базы сложно сказать, как именно эффективнее всего решались бы эти задачи, но мне все-таки кажется, что баллистическая траектория под управлением компьютера была бы гораздо эффективнее, чем полет с сохранением высоты, постоянно включенными двигателями и гравитационными потерями.
Шестая серия
Тут появляются странные хмурые советские космонавты, прибывшие для тренировок по «Союз-Аполлону». Совершенно реальные вопросы «кто к кому будет стыковаться» показаны неплохо, хотя, подозреваю, в нашей реальности диалоги велись конструктивнее. Реалии российской культуры создатели сериала не знают или игнорируют, к тому же дело усложняется альтернативностью истории — третий тост за погибших получил распространение в ходе Афганской войны, но ее нет в мире сериала. В общем, в современных политических реалиях, советских/русских могли бы показать еще большими уродами, так что остается только вздохнуть над тем, что в СССР всегда ночь, автоматчики и «кровавая гебня». Ил-62 хорошо показали, и на том спасибо.
Шутка про полет пули прекрасна — это верная адаптация мысленного эксперимента «пушка Ньютона», и, чтобы понять, что тебя разыгрывают, нужно быстро вспомнить, что скорость пули из М16 в районе километра в секунду, а вот первая космическая для Луны — полтора. Но это только слегка скрашивает абсурд и ужас ситуации привезенного на Луну оружия. С ним, кстати, есть ляпы — перчатки скафандров явно не пригодны для космических условий, они слишком тонкие и удобные. Ну и спусковой крючок для лунных винтовок надо, соответственно, переделать, увеличив в размерах. И еще один ляп заключается в отсутствии дыма сгоревших пороховых газов, которого не видно ни в этой сцене, ни в последующих.
Рассказ про создание андрогинного стыковочного узла хорош, пусть и адаптирован под сюжет сериала. В нашей реальности этот узел был создан Владимиром Сыромятниковым, более подробно можно почитать его отличные мемуары «Сто рассказов о стыковке».
Седьмая серия
Здесь продолжается «развесистая клюква». «Пар над ритуальным борщом, который уносит на небо душу умершего» — это было бы смешно, если бы не было так грустно. Отдельная ирония заключается в недавней интернетной «битве за борщ», в которой сериал явно подыгрывает российской стороне.
История KAL 007 очень к месту смотрится в сюжете, и, большое спасибо, что советская сторона не показана кровожадными упырями, сбившими самолет просто так. Мало того, на Камчатке в этой реальности оказывается секретный космический объект, дополнительно обеляя СССР относительно нашей истории.
Исполнение а капелла «Полета валькирий» выглядит как пародия, но лично я не смеялся, а испытывал испанский стыд. А вот с советскими космонавтами, внезапно, ляп. В первом сезоне правильно показывали лунный скафандр «Кречет», но во втором сезоне советские космонавты почему-то переоделись в скафандры «Сокол», которые корабельные, и ни для выхода в открытый космос, ни для работ на Луне не предназначены.
Восьмая серия
Эта серия по большей части посвящена психологии. Единственное, что стоит отметить — ракеты воздух-воздух не будут работать в космосе, поэтому шаттл Pathfinder стоило бы вооружить чем-то более реалистичным, не совершенно бесполезной AIM-54 «Феникс», а, например, снятой с корабельной ракеты SM-3 боеголовкой с небольшим разгонным блоком. Любопытно, что в нашей истории был советский проект «Каскад» с ракетами космос-космос, но его остановили до начала испытаний в космосе. Макет его вооруженного лазером собрата «Полюс» выводился в испытательном пуске ракеты-носителя «Энергия».
Своеобразная ирония заключается в том, что в экипаже Pathfinder присутствует Салли Райд — в нашей истории первая американка в космосе. Уже после ее смерти оказалось, что она была бисексуальной и последние годы прожила с партнершей женского пола. Но в сериале повестка тайных астронавтов-гомосексуалистов уже задана с первого сезона с другими, выдуманными, персонажами.
Финал эпизода обрушивает сюжет в поток треша, единственное, чему можно радоваться, что главными идиотами создатели сериала выставили американцев. Пожар внутри скафандра выглядит нереалистично, атмосфера, что в «Кречетах», что в EMU кислородная, но давление в районе 0,3 атмосферы не дает повториться сценарию «Аполлона-1» (где наддули 1,1 атмосферу). А если бы на советских космонавтах были бы полужесткие «Кречеты» с кирасой, то и последствия стрельбы могли бы оказаться не такими тяжелыми.
Девятая серия
Единственное светлое пятно на фоне происходящего по всем фронтам безысходного ужаса — старт Pathfinder’a. В альтернативной реальности сделали шаттл с ядерным двигателем, SSTO и воздушным стартом, кайф! Выглядит круто, но, к сожалению, не особо реалистично — на реально испытанных ядерных двигателях удельный импульс был в два раза лучше химических, а показанная на экране картинка требует, чтобы он был минимум раз в двести выше. Потому что на шаттле не видно никаких внешних баков, а в грузовом отсеке место занимают ракеты «космос-космос».
Десятая серия
Как это логично для финала, самый напряженный эпизод. Его нет смысла пересказывать, от себя могу сказать, что где-то во второй половине я думал, что спасти человечество от третьей мировой войны могли бы только появившиеся инопланетяне (название серии «the grey» — «серые», намекало) или TARDIS. И, в общем, я могу восхититься идеей создателей сериала о том, что космонавтика способна показать пример сотрудничества вместо взаимного уничтожения, но в это не очень верится в реалиях сериала. А в нашем мире это прекрасно продемонстрировали миссии «шаттл-«Мир»» или та же Международная космическая станция, когда работать вместе учились люди, которые до этого тренировались стрелять друг в друга. Хотя, конечно, драматизма было поменьше.
Также, я вас поздравляю, рекорд абсурда фильма «Крепость-2», где прыгали через открытый космос без скафандра, побит. Теперь по вакууму бегают, обмотавшись изолентой (нет, не стоило так цитировать «Аполлон-13»). Нет, изолента не может быть аналогом высотно-компенсирующего костюма, не говоря уже о скафандре. Да, человек может пережить короткую экспозицию в вакууме, если в течение нескольких секунд вернуть его в пригодную для дыхания атмосферу, но вот сохранение работоспособности, чтобы сделать показанное на экране, выглядит неправдоподобным.
Концепция «Мир может спасти только прямое нарушение инструкций и приказов» мне тоже не понравилась. Поразительно, что по обе стороны океана (я за это же критиковал, например «Салют-7») выбирают именно этот троп.
Второй сезон заканчивается неизвестно чьим ботинком, гордо ступающим на поверхность Марса в 1995 году. Ну, хоть что-то позитивное. Третий сезон, судя по открытой информации, будут снимать, и он может выйти уже летом 2022.