История развития техники знает много примеров того, как более совершенные аппараты вытесняли старые. В свое время это произошло в авиации, когда на смену дозвуковым поршневым самолетам пришли сверхзвуковые реактивные летательные аппараты. Думается, что мы сейчас переживаем такой же критический момент в развитии космической техники, авиационно-космические системы идут на смену ракетно-космическим.
Не исключено, что для некоторых задач (выведение очень больших уникальных объектов на «высокие» орбиты и т. п.) окажется целесообразным использовать одноразовые ракетные системы выведения. Но в большинстве областей космической техники будущее принадлежит авиационно-космическим системам. Прототипом подобной системы могла стать программа Энергия Буран, но её свернули.
Возможно, на первых этапах своего развития авиационно-космические системы будут снабжаться промежуточными одноразовыми ракетными ускорителями. Однако и в этом случае их основные достоинства сохранятся: чтобы обеспечить выведение со смещением, весьма высокую оперативность и экономичность, а также исключить нужду в полигонах, вполне достаточно заменить самолетом-разгонщиком первую ступень системы выведения (эта ступень самая большая и самая дорогая). Впоследствии авиационно-космические системы будут состоять только из пилотируемых многоразовых самолетных ступеней.
Вторая ступень такой системы будет не только решать те задачи, ради которых она выводится на орбиту, но и участвовать в собственном выведении. Конечно, размещение топлива, нужного для выведения, потребует увеличения размеров ступени; такая не в меру «располневшая» ступень будет совершенно зря «таскать» с собой пустые баки. А что если эти баки сбрасывать после выхода на орбиту? По аналогии с американским Шаттл.
Так возникает идея авиационно-космической системы с подвесными топливными баками. В качестве примера можно привести американский проект «Стар Клипер» (в переводе— «звездный корабль»). Конструкторы этой системы называют ее «полутораступенчатой». А нельзя ли создать одноступенчатую авиационно-космическую систему? Оказывается, можно, если в качестве силовой установки использовать ядерный двигатель. Такой авиационно-космический аппарат принято называть воздушно-космическим самолетом.
Из-за соседства с ядерным реактором кабина экипажа должна иметь мощную биологическую защиту, и поэтому — нет худа без добра! — воздушно-космический самолет может совершать орбитальные полеты на недоступных для других аппаратов высотах — внутри радиационных поясов Земли. В ряде случаев эта его способность сможет сыграть очень важную роль. Обладая большим бортовым запасом энергии и мощной радиационной защитой, воздушно-космический самолет сможет надолго выходить в открытый космос, не опасаясь ни космических излучений, ни внезапных солнечных вспышек.
А это создаст базу для освоения человечеством глубокого космоса — для пилотируемых межпланетных полетов, исследования и освоения всей Солнечной системы, вплоть до самых ее отдаленных окраин, а в далеком будущем — и для полета к ближайшим галактикам на поиски собратьев по разуму.
А Вы как думаете? Как будет развиваться эта отрасль и технологии? Делитесь статьёй с друзьями и обсуждайте все вместе.