Свечение нитей «космической паутины» впервые удалось заснять на камеру

Все чаще создается впечатление, что Вселенная сконструирована таким образом, что каждое новое открытие в космосе дает маленький ответ, но одновременно порождает в разы больше вопросов и загадок. Свежий пример пришел из Паранальской обсерватории, где при помощи инструмента MUSE на базе телескопа VLT сумели впервые в истории увидеть подлинный свет волокон так называемой «космической паутины». Но он оказался вовсе не тем, чем ожидалось.

Теория космической паутины предполагает, что структура Вселенной выглядит как пустота, через которую протянуты нити-связи. Вероятно, они состоят из темной материи, а потому сами по себе на текущем уровне нашего технологического развития пока не видны. Однако концентрация темной материи притягивает светящиеся газ и пыль, которые скапливаются в местах пересечения нитей. Там образуется избыток этого космического строительного материала и запускается процесс образования звезд, поэтому все значимые космические объекты расположены именно в таких узлах.

Свечение нитей «космической паутины» впервые удалось заснять на камеру

Ранее подтверждения существования космических нитей были лишь косвенными – например, в их пользу говорили эффекты гравитационного линзирования. Или яркие квазары иногда удачно подсвечивали те самые скопления газообразного водорода. В случае с экспериментом MUSE аппарат направили на уже изученный ранее телескопом Хаббла участок неба и оставили наблюдать на 140 часов. Именно эта сверхдлительная выдержка и позволила уловить и распознать рассеянный свет нитей паутины.

Было обнаружено сразу 22 отдельных нити, которые образовались в промежутке примерно 0,8-2,2 млрд лет после Большого взрыва. То есть, они невероятно древние, это именно часть базовой структуры Вселенной. Но что самое интересное, источником свечения в них оказался вовсе не газ, а миллиарды неизвестных ранее карликовых галактик. По итогам всего одного наблюдения количество известных объектов этого типа увеличилось сразу на 40%, при этом очевидно, что MUSE разглядел далеко не все. Но это вторично – само скопление карликовых галактик вдоль нитей паутины отлично подтверждает эту теорию устройства Вселенной.