Шаттл против Бурана

Как известно, решение одних и тех же задач в областях науки или промышленности порой достигается разными путями. В чем-то схожими, в чем-то совершенно отличными (в силу объективных либо субъективных причин). Ярким примером подобного утверждения являются две космические программы, результатами которых стали «Спейс шаттл» (США) и комплекс «Энергия — Буран» (СССР)(фото памятника в парке им. Горького). В некотором роде это было соревнование – «Шаттл» против «Бурана».

30 октября 1968 года NASA (Национальное Управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) придя к выводу, что многоразовая космическая система способна существенно снизить расходы (в случае регулярного применения), вышло с предложением к американским компаниям, занимающимся конструированием космической техники. Суть предложения заключалась в исследовании возможностей создания комплекса, способного регулярно совершать полеты в космос и безопасной доставке на землю (помимо экипажа) некоторого количества полезного груза.

шаттл sts-120

Шаттл «Дискавери» взлетает. Полёт STS-120.

Уже в сентябре 1970 года специально созданная Целевая космическая группа, руководимая С. Агню (вице-президентом США) разработала два предварительных проекта, предусматривающих использование нового «корабля».

Полный вариант включал в себя:
• орбитальные буксиры;
• космические челноки;
• малую орбитальную станцию на орбите Луны;
• большую орбитальную станцию на Земной орбите (до 50 человек экипажа);
• создание обитаемой базы на Луне;
• пилотируемые экспедиции к Марсу;
• высадку людей на поверхность Марса.

В качестве альтернативы предусматривалось только создание большой орбитальной станции на земной орбите. Как в первом, так и во втором случае все работы по снабжению станции, доставке на орбиту грузов и смене экипажей, а также все иные задания на орбите, предполагалось осуществлять при помощи многоразовой системы, названной Space Shuttle. Вся программа оказалась под угрозой полного забвения в связи с огромной стоимостью даже самого дешевого проекта (5 млрд долларов в год). Президент Ричард Никсон наложил вето на все варианты без исключения. NASA приняло непростое решение. Целесообразность создания «Шаттла» обосновали как весьма прибыльную систему, в короткие сроки способную вернуть инвестированные в нее суммы. Вместо первоначального использования как транспортного корабля, ему отводилась роль многоразового ракетоносителя выводящего на орбиту спутники (на коммерческой основе).

Конгресс США принял проект разработки и создания многоразовой системы «Спейс шаттл» после того, как экономическая экспертиза дала следующее заключение: при полном отказе от применения одноразовых носителей и частоте запусков не менее 30 ежегодно, система «Спейс шаттл» (теоретически) признана рентабельной. Военные тоже не остались в стороне, выдвинув ряд требований к будущей системе. Одним из них стали четко определенные размеры грузового отсека (не менее 18 метров в длину и диаметром 4,5 метра), а также возможность вывода на орбиту порядка 30 тонн полезного груза и возврата на землю около 14,5 тонн. Эти расчеты производились исходя из размеров и веса новейшего (на то время) спутника оптической разведки КН-11 КЕNNAN, который предстояло вывести на околоземную орбиту «Шаттлу». В 1979 году был изготовлен первый МТКК «Спейс Шаттл» получивший имя «Колумбия» (Columbia). Его составляющие были следующими:
• космический корабль (орбитального аппарата-ракетоплана) который и выводился на орбиту;
• внешний топливный бак (диаметром 8,38м и длиной 47м), в котором помещалось 756 тонн топлива (кислорода и водорода) для работы трех маршевых двигателей;
• два твердотопливных ракетных ускорителя (высотой 50м и диаметром 3,71 м) общим весом в 1180 тонн.

буран

Вывоз многоразового комплекса «Энергия – Буран» на стартовую площадку.

Запуск системы «Спейс шаттл» осуществлялся следующим образом. Вертикальный старт на маршевых двигателях (на полной мощности), при одновременной работе ускорителей, создающих примерно 80 % подъемной силы. При достижении высоты 45 км, примерно через 126 секунд, твердотопливные ускорители отделяются и на парашютах приводняются в океан. Внешний бак сбрасывается на высоте приблизительно 105 км. Он, в большинстве случаев, сгорает при входе в атмосферу. После завершения полета «Шаттл» самостоятельно садится на взлетно-посадочную полосу как обычный планер. Экипаж орбитера состоит из двух человек (командир и пилот), однако способен взять на борт до восьми астронавтов. Расчетное время пребывания на орбите составляет около двух недель.

Всего в рамках проекта «Спейс шаттл» было изготовлено шесть кораблей подобного класса:
Энтерпрайз – построен в конце 70-х (использовался для отработки методов посадки).
Колумбия (1979г) – совершил 28 полетов в космос.
Челленжер (июль1982г) – 10 полетов.
Дискавери (ноябрь 1982г) – 39 полетов.
Атлантис (1985г) – 33 полета.
Индевор (1991) – 25 полетов.

Программа была завершена в 2011 году, за тридцать лет, в космосе побывали 335 астронавтов (беспилотных запусков не было), поднято на орбиту 1,6 тысяч тонн различных грузов.
Фотографии будущего «Шаттла», в комплекте с чертежами и описанием, Главное разведывательное управление СССР получило уже к началу 1975 года. Две независимые экспертизы очень быстро пришли к выводу, что новая система может быть использована в военных целях.
И началось противостояние – «Шаттл» против «Бурана».
Серьезными основаниями для беспокойства стали добытые разведкой сведения технического характера: вывод на орбиту полезных грузов в США никогда не превышал 150 т/год, при этом обратно вообще ничего не спускалось. Система Спейс-Шаттл, обеспечивала возможность поднимать в 12 раз больше грузов (и спускать 820 т/год!). Так как гражданского ведомства (наподобие НАСА) в СССР не существовало, все ракетно-космические программы проходили либо по линии Министерства Обороны, либо с одобрения высшего партийного руководства. «Добро» на осуществление проекта было получено в 1976 году. И уже 10 ноября 1985 года полноразмерный аналог «Бурана», БТС-002(ГЛИ), совершил свой первый полет в рамках атмосферных горизонтальных летных испытаний. В кабине космолета находились два летчика-испытателя Р. А. А. Станкявичус и И. П. Волк.

буран и шаттл

Первый (и единственный) полет многоразового комплекса «Энергия – Буран» состоялся 15 ноября 1988 года в беспилотном режиме. После удачного старта с космодрома на Байконуре, корабль, совершив два полных витка вокруг Земли, самостоятельно сел на аэродроме «Юбилейный». Весь полет занял 205 минут. До «полноценного» запуска (с экипажем) дело так и не дошло, программа «Энергия-Буран» была сначала приостановлена (1990г), а затем окончательно закрыта в 1993 году.

Единственный «Буран», поднимавшийся в космос бесславно закончил свое существование под обломками крыши монтажно-испытательного корпуса в 2002 году. Вместе с ним были уничтожены готовые экземпляры ракеты-носителя «Энергия». Несмотря на внешнее сходство «Шаттла» и «Бурана», последний имел ряд принципиальных конструктивных отличий. Советский комплекс имел четыре боковых блока с кислород – керосиновыми четырехкамерными двигателями первой ступени (РД-170) и четыре кислород — водородных двигателя (РД-0120) второй ступени, которые и выводили «Буран» на орбиту.

По большому счету внешним очертанием космопланов сходство между «Шаттлом» и «Бураном» заканчивается. В основе создания лежат совершенно различные принципы. Если «Спейс Шаттл» конструировался исключительно как система вывода на орбиту челнока, и не мог быть использован как либо еще (это единая блочная система), то ракетно-космическая система «Энергия” представляла собой универсальную разработку, способную доставить в космос любой крупный объект. Несомненным достоинством ракетоносителя «Энергия» можно считать последовательный запуск первой и второй ступени, тогда как «Спейс Шаттл» срабатывает сразу и одновременно. Доставка на позицию старта осуществлялась по разному – Буран везли горизонтально, а Шаттл — вертикально. И наконец главное отличие. Советский космоплан мог совершать беспилотные полеты в отличие от своего Американского собрата.

Наконец, наш «Буран» был способен к беспилотному полету. Под управлением ЭВМ он даже совершал посадку. Для американцев эта задача была не под силу, что наиболее удивительно. Трудно вспомнить случай, когда наша техника оказывалась «разумнее» американской. Создатель «Бурана» Ю.Семенов упомянул еще об одном отличии: один корабль летал, другой — нет. Но эта разница была лишь вопросом времени.

Итак, говоря о противостоянии «Шаттл» против «Бурана», речь может идти лишь о соперничестве в области технологий, так как многолетнюю историю удачных (и не слишком) запусков американского космоплана трудно сравнивать с единственным полетом (пусть и занесенным в книгу рекордов Гиннеса) его советского аналога.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *