Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Космонавтика стремительно демократизируется. Все чаще стартуют ракеты частных компаний, а собственный спутник на орбите может позволить себе даже группа энтузиастов. Чем больше становится таких аппаратов и чем сильнее они миниатюризируются, тем выше спрос на точные, компактные и экономичные двигатели для них. С прицелом на этот быстрорастущий рынок в Москве в 2016 году начал работу стартап Avant Space, чьей ключевой технологией стал ионный двигатель GT-50.

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Сами по себе такие двигатели хорошо известны и благодаря крайне малому расходу топлива часто используются для дальних космических миссий. В последнее время двигатели этого типа – создающие реактивную струю инертного газа, ионизированного и ускоренного электрическим полем, – все шире применяются в низкоорбитальных спутниках.

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Имя: Антон Оссовский Образование: Омский государственный университет, МБА «Сколково» Работа: Avant Space, основатель, генеральный директор

Возможность с ювелирной точностью регулировать тягу позволяет лучше контролировать орбиту и проводить не слишком энергозатратные маневры. Недавно команда Avant Space успешно провела испытания нового источника ионов и подготовила инженерную модель к стендовым испытаниям. Система получилась компактной и легкой. При собственном весе около 6 кг двигатель GT-50 способен управлять космическим аппаратом массой до 400 кг. Разработчики спешили получить сертификацию для выхода на международный рынок. По их расчетам, стоимость каждого GT-50 должна была составить смехотворные 50 тыс. долл. – или 300 тыс. при штучном производстве, – что в разы меньше, чем у существующих аналогов. Однако далее, по словам основателя компании Антона Оссовского, «грянули санкции, пандемия и прекращение грантового финансирования «Сколково»».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От «железа» до рекламы

«Выход на западный рынок для наших ионных двигателей оказался закрыт, – говорит Антон. – Китайский рынок самодостаточен, а внутри России спроса на такие решения, к сожалению, нет». Столкнувшись с кризисом, стартап был вынужден резко перестроиться, сократить команду и изменить бизнес-модель.

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Охват: 130 крупнейших городов планеты

Аудитория: более 1 млрд человек

Механика: бинарный код транслирует
до 30 символов в секунду; мобильное приложение распознает сигнал и создает ссылку для перехода на сайт

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Не имея возможности продавать свое «железо», мы задумались о сервисах, которые можем предложить на этой основе, – продолжает Оссовский. – И тут я вспомнил, что в «Даурия Аэроспейс» (российская компания, которая занималась производством небольших космических аппаратов и успешно вывела на орбиту три спутника, прежде чем закрылась. – ПМ) спонсор просил наклеить свой логотип на борт. Так было решено заняться космической рекламой – это абсолютно свободная на сегодняшний день ниша».

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Ионный двигатель GT-50 Масса: ~6 кг, размеры: 100х180х200 м Мощность: 180 Вт Тяга: 5 мН Удельный импульс: более 2500 с

По задумке, проект «Созвездие» станет использовать группировку из 30 микроспутников (формата CubeSat 6U – шесть «кубиков» 10х10х10 см) с двигателями GT-50. Оставаясь на солнечно-синхронной орбите, эта «стая» будет проходить над определенной точкой поверхности Земли в одно и то же заранее заданное время суток. Появляясь над мегаполисом, аппараты будут включать бортовые лазеры, зажигая на небе логотип рекламодателя или любой другой символ, который можно передать набором из 30 звездочек-«пикселей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

«Для формирования изображения спутники выстраиваются на орбите в нужном порядке. Малая тяга и высокий удельный импульс двигателя позволяют позиционировать их с высокой точностью, ориентируясь по звездным датчикам, гироскопу и GPS/ГЛОНАСС, – рассказывает Антон Оссовский. – Для пользователей на Земле можно транслировать бинарный код, который будет распознавать мобильное приложение. Летая над крупнейшими мегаполисами планеты, мы сумеем охватить аудиторию порядка миллиарда человек. А остальные шесть миллиардов узнают о рекламе из СМИ».

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель для выживания

В 2020 году были проведены испытания лазерной системы. Излучение от поднятого на высоту 30 км блока из пяти лазеров мощностью 16 Вт можно было увидеть с расстояния более 100 км как звездочку с блеском –3,5 (для сравнения: блеск МКС чуть выше и составляет –4). По словам разработчиков, тесты полностью подтвердили расчеты, и будущие 30-ваттные лазеры на орбите высотой до 600 км будут видны с Земли как звезды, сопоставимые по яркости с Венерой (блеск до –4,7). Разве что мчаться по небу они будут куда быстрее любой планеты, проходя над городом всего за 5–7 минут.

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

«Лазеры на спутниках будут не слишком яркими, чтобы не мешать самолетам и не создавать засветку, – уверяет Антон. – Приходя на Землю, луч рассеется пятном около 20 км в поперечнике, к тому же включать лазеры мы планируем, только пролетая над городами, где световое загрязнение и без того очень велико». Сейчас создатель Avant Space ведет активные переговоры с первыми потенциальными рекламодателями, которым обещает особенно выгодные условия размещения. Параллельно идет доработка проекта, а на 2022 год намечены испытания на орбите пары полнофункциональных спутников, которые отправятся в космос с борта грузового корабля «Прогресс».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

«Мы столкнулись с классическими трудностями всех технологических стартапов: бизнес-модель, инвестиции, техника, – резюмирует Антон Оссовский. – Как выяснилось, для выживания проекта экономическая модель даже важнее работающего «железа»». Но если «железо» в виде GT-50 уже есть, то насколько верной окажется новая бизнес-модель, мы узнаем не раньше 2022-го. К этому сроку Avant Space должен найти заказчиков и запустить первые рекламные спутники, а мы – увидеть в небе новое созвездие.

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *