Малоизвестные факты и редкие фотографии Юрия Гагарина

Факт №1. Самолётики

Любимым занятием школьника Юры Гагарина был запуск бумажных самолетиков на уроках.

гагарин в детстве
Юрий Гагарин в детстве

Факт №2. Три варианта

Перед полетом Востока ТАСС заготовил сразу три сообщения. Первое – торжественное, для успешного полета. Второе – если корабль упадет где-нибудь в океане, содержащий просьбу о помощи. И третий – о трагической гибели. К счастью, пригодилось только первое. За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

Факт №3. Земная авария

После своего замечательного полета Гагарина наградили черной Волгой с номером 12-04 ЮАГ (дата полета и инициалы героя). Так что его можно считать основоположником популярных сегодня именных автомобильных номеров.

Солидный владелец черной «Волги». 1967 год.
Солидный владелец черной «Волги». 1967 год.

Юрий выехал на подаренной ему «Волге» на красный свет, и по его вине случилась авария. К счастью, никто не пострадал, но свою машину и старенькую «Победу» он разбил сильно. Подлетевший к месту аварии милиционер, конечно же, узнал Ю. А. Гагарина, улыбнулся, потом отдал честь и заверил, что «накажет виновного». Пенсионер, хозяин «Победы», тоже улыбался: Гагарин все-таки перед ним… Милиционер остановил попутную машину и попросил шофера довезти Гагарина туда, куда ему нужно. Конечно же, тот согласился. Гагарин уехал. Но, видно, что-то свербило у него в душе: он попросил вернуться к месту аварии. Там увидел, что его вину милиционер приписывал старику. Юрий Алексеевич, конечно же, восстановил справедливость. Он помог отремонтировать пострадавшую машину, оплатил все работы.

Французская компания Matra подарила Гагарину спортивный автомобиль Matra Djet в 1965 году.

Подарок французской компании Matra: спортивный автомобиль Matra Djet. 1965 год.
Подарок французской компании Matra: спортивный автомобиль Matra Djet. 1965 год.

Факт №4. Луна

Когда умер Королев, у Гагарина появилась грандиозная идея: похоронить прах великого конструктора… на Луне: в 1968-м планировалась высадка на эту планету. Один из самых больших кратеров на обратной стороне Луны назван именем Гагарина. Что характерно – он расположен между кратером Циолковский и Морем Мечты.

Юрий Алексеевич на отдыхе.
Юрий Алексеевич на отдыхе в Крыму 1961 год.

Факт №5. Страховка от помешательства

Поскольку полет на Востоке проходил в автоматическом режиме, то Гагарин не вмешивался в управление, будучи, по сути, лишь наблюдателем. Взять управление на себя он мог только в случае сбоя или отказа систем.

Что подстерегало в космосе первого человека? Сегодня немногие вспоминают о секретном пакете, в котором находился листок бумаги с цифрой «25». Это был шифр на включение системы ручного управления кораблем «Восток». Так как полет проходил в автоматическом варианте, то Юрий Гагарин не вмешивался в управление. Он был наблюдателем, и только! Однако в случае отказа автоматики он должен был взять управление на себя. Почему же космонавту не сообщили шифр, а спрятали его в специальный конверт? Его Юрий должен был открыть, набрать цифру «25» и только после этого вручную готовить «Восток» к посадке. А такая таинственность объяснялась убеждением, что человек, оказавшийся в космосе и увидевший свою родную планету со стороны, может сойти с ума. Психологи и врачи столь убедительно это доказывали, что им поверил даже сам Королев. Итак, человек теряет в космосе рассудок и тут же попытается управлять кораблем. Чтобы этого не случилось, и была сделана блокировка пульта управления. Если же рассудок космонавт не потеряет, то он легко вскроет конверт и узнает заветную цифру.

Гагарин с дочерью Галей на велосипедной прогулке.
Гагарин с дочерью Галей на велосипедной прогулке.

Факт №6. Скафандр

Есть версия, что скафандр для Гагарина создавала… монахиня тайного пострига, будущая настоятельница Новодевичьего монастыря – с молитвами, предварительным постом и всем, чем полагается. Первый советский космонавт был верующим человеком. Он даже предлагал восстановить храм Христа Спасителя. А главное – никогда не говорил, что он «летал в космос, а Бога не видел».

Ю.А.Гагарин в скафандре в кабине КК "Восток" перед стартом. 12 апреля
Ю.А.Гагарин в скафандре в кабине КК «Восток» перед стартом. 12 апреля 1961 года.

Факт №7. Поехали!

Знаменитое гагаринское «Ну, поехали!» – не что иное, как цитата. Космонавт процитировал диккенсовского попугая, сказавшего «Ну, поехали», когда кошка тянула его из клетки.

Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!». Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.

Факт №8. В память о Гагарине

Гагарин похоронен у Кремлёвской стены.

могила гагарина

Высшая награда Чемпионата России по хоккею с шайбой, разыгрывающаяся в Континентальной хоккейной лиге носит название «Кубок Гагарина».

К Дню космонавтики и 50-летию полета Юрия Гагарина в космос в Новосибирске решили оформить станцию метро «Гагаринская» в космическом стиле. На стенах появились портреты Юрия Гагарина, выполненные в форме иллюминаторов, поручни сделаны в виде элементов космических кораблей, а лампы на потолке стали напоминать звездное небо.

станция гагаринская

По всему миру возведены сотни памятников Первому космонавту Земли — Юрию Гагарину. Самый большой из них установлен на Гагаринской площади в Москве.

памятник гагарину в москве

2 комментария

  1. Хочу уточнить факт № 6. «Скафандр»
    Монахиня Серафима, в миру Варвара Васильевна Черная, советский учёный-химик с мировым именем — кандидат химических наук, доктор технических наук, профессор. Создатель отрасли резинового производства — латексной технологии.
    С декабря 1953 г. по март 1961 г. участвовала в создании материалов для изготовления средств защиты космонавтов, работающих в условиях излучений, опасных для здоровья; разрабатывала для космонавтов элементы скафандра и перчаток: все сочленения скафандра и перчаток должны были быть двигающимися и были сделаны из особой резины, изготовленной по латексной технологии.
    Ее заслуги в развитии отечественной химической промышленности получили высокую оценку: ей присуждена Государственная премия СССР, присвоено почетное звание «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР». Имеются правительственные награды: Орден Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской Революции и более 8 медалей.
    В возрасте 80 лет в 1994 году она приняла монашеский постриг, была назначена настоятельницей Новодевичьего монастыря — первой после его возвращения церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *